607713, Нижегородская обл., Шатковский рн., п. Светлогорск, ул. Ленина, д.15

Новости

26 ноября 2012

Новость 1

Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 Светлогорский детский сад

 

 

                                                                            УТВЕРЖДАЮ

                                                                            Заведующая МДОУ Светлогорский

                                                                            детский сад Н.М.Шипилова

                                                                            «_____»____________2011 г.

 

 

 

                                        

 

ОСНОВНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ 

 

 ПРОГРАММА

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    ПРИНЯТО

                                                                                 На Совете педагогов

                                                                                 Протокол №

                                                                                 От «___»_______2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2011 год

 

Содержание

  

  1. Пояснительная записка  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………..3
  2. Организация режима пребывания  детей в образовательном учреждении………………9
  3. Содержание психолого-педагогической работы…………………………………………13
  4. Планируемые результаты освоения программы………………………………………….88
  5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов………………..101
  6. Методическое обеспечение образовательной программы……………………………...104

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. 1.    Пояснительная записка

 

Образовательная программа МДОУ Светлогорский детский сад  обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1 года до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает воспитанников готовностью к школе.

Программа разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009г.). Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с программой нового поколения «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2010.

Общеобразовательная программа:

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости
  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходи­мом и достаточном материале);
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и на­выки, которые имеют непосредственное  отношение к развитию до­школьников;
  • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями де­тей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения об­разовательного процесса;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в сов­местной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятель­ности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.

Программа начинается с раздела «Информационная справка», где указан юридический адрес ДОУ, режим работы, качественный анализ кадрового обеспечения.

Второй раздел – «Содержание образовательной программы», где раскрыты цели и задачи воспитания и условия реализации образовательной программы.

В третьем разделе «Организация жизни и воспитания детей» даны общие принципы построения режима дня, Создания предметно-развивающей образовательной среды, интеграции образователь­ных областей и проектирования воспитательно-образовательного процесса.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», « Безопасность», «Социализация», « Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с уче­том их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направле­ниям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Содержание психолого-педагогической работы представлено по возрас­тным группам. Программа охватывает четыре возрастных периода физи­ческого и психического развития детей: ранний возраст - от 1 года до 3 лет (вторая группа раннего возраста и первая младшая группа), средний дошкольный возраст - от 3 до 5 лет (вторая младшая группа и средняя группа), старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы). При этом в силу возрастной специфики и особенностей развития малы­шей от 1 года до 2 лет, разделы для второй группы раннего возраста структурно отличаются от разделов для дошкольных групп.

 В разделах по группе раннего возраста для каждого возраста даются характеристика возрастных особенностей психического развития детей, особенности организации жизни детей, примерный режим дня, определены задачи воспитания и обучения.

В разделах по дошкольным группам для каждого возраста, помимо харак­теристики возрастных особенностей психического развития детей, особен­ностей организации жизни детей, примерного режима дня и содержания психолого-педагогической работы, даются примерное комплексно-темати­ческое планирование и планируемые промежуточные результаты освоения Программы.

При этом решение программных образовательных задач предусматри­вается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов - как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Планируемые промежуточные результаты освоения Программы в под­готовительной к школе группе совпадают с итоговыми результатами освоения Программы, поэтому они изложены в отдельном разделе, завершаю­щем содержательную часть Программы.

В разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы» изложены принципы мониторинга до­стижения детьми планируемых промежуточных и итоговых результатов освоения Программы.

Информационная справка

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Светлогорский детский сад, в дальнейшем именуемое ДОУ, создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, поставлено на учет в налоговом органе Межрайонная инспекция ФНС России №9 по Нижегородской области 05 марта 2003 года.

Полное наименование ДОУ: муниципальное дошкольное образовательное учреждение Светлогорский детский сад.

Сокращенное наименование ДОУ:  МДОУ. 

 Местонахождение  ДОУ  (юридический и фактический  адрес):  607713 Нижегородская область,  Шатковский район, поселок Светлогорск, улица Ленина 15.

 Режим работы ДОУ:

- 5- дневная рабочая неделя;

- длительность работы – 10,5 часов;

- календарное время посещения круглогодично.

 В ДОУ функционируют две разновозрастные группы:

1. Разновозрастная группа (от 1 года до 4 лет);

2. Разновозрастная группа (от 4 лет до 7 лет)

 

Качественный анализ кадров

Краткая характеристика педагогических кадров (всего 5 педагогов)                                                                                             

 2009 – 2010  учебный год

образование

Педагогическая специальность

Всего работников

Высшее образование

Незаконченное

высшее

Среднее специальное

В том числе педагогическое

Заведующая

1

1

 

 

 

Воспитатели

3

2

          1

 

 

Муз. рук – ль

1

 

 

1

 

 

 

Итого:

5

3

1

1

1

 

 

60 %

        20%

     20 %

     20 %

Содержание  образовательной программы

 

Цели и задачи воспитания

 

- всесторонне формировать личность ребенка с учетом его фи­зического и психического развития, индивидуальных возмож­ностей, интересов и способностей, готовности к обучению в школе;

-  всесторонне формировать личность ребенка с учетом его пси­хофизического и социального развития, индивидуальных воз­можностей и склонностей;

- обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

- воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

-оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

 

В свою очередь задачи определяются по отношению к каждому этапу достижения цели:

- охранять жизнь и укреплять здоровье детей; создавать усло­вия, обеспечивающие физическое, личностное, интеллектуаль­ное и эстетическое развитие; приобщать детей к общечелове­ческим ценностям; создавать атмосферу психологического комфорта, взаимодействовать с семьей для обеспечения пол­ноценного развития ребенка;

- охранять жизнь и укреплять физическое и психическое здо­ровье детей; создавать комфортный и благоприятный психо­логический климат;

- формировать представления о способах обеспечения безопасности жизнедеятельности, навыков адап­тивного безопасного поведения, осознанного отношения к раз­личным проблемным ситуациям;

-  обеспечивать гармоничное интеллектуальное, эстетическое и личностное развитие;

- при­общать детей к общечеловеческим ценностям; взаимодейство­вать с семьей для обеспечения полноценного развития ребен­ка;

- осуществлять преемственность в создании оптимальных усло­вий, обеспечивающих охрану и укрепление физического здо­ровья детей, их эмоционального благополучия; преемственность детского сада и семьи в воспитании и обучении детей, изучать и акти­визировать педагогический потенциал семьи; приобщать де­тей к ценностям здорового образа жизни;

- организовать пред­метно-развивающую среду, стимулирующую познавательное развитие, активность детей в разных видах деятельности; со­здавать условия для социально-личностного развития воспи­танников, их коммуникативной и социальной компетентнос­ти.

Организация жизни и воспитания детей

 

Режим пребывания детей в дошкольном учреждении 

Режим составлен с расчетом на 10,5-часовое пребывание ребенка в детском саду.

В режиме дня указана общая длительность организованной образовательной деятельности, включая перерывы между ее различными видами.

В разделах Программы по возрастам представлены режимы дня для каждой возрастной группы. При осуществлении режимных моментов учитываются  также индивидуальные особенности детей (длительность сна,  характер и т.д.)

 

Предметно-развивающая среда

Программа предусматривает выделение микро- и макросреды и их состав­ляющих. Микросреда - это внутреннее оформление помещений. Макро­среда - это ближайшее окружение детского сада (участок, соседствующие жилые дома и учреждения).

Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безо­пасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игруш­ки - обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Пространство группы должно быть организовано в виде хорошо разграни­ченных зон: «цeнтры», «уголки», оснащенных большим количеством раз­вивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, разви­вающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Центры развития:

  • уголок для ролевых игр;
  • книжный уголок;
  • зона для настольно-печатных игр;
  • выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных

мастеров и т. д.);

  • уголок природы (наблюдений за природой);
  • спортивный уголок;
  • уголок для игр с песком;
  • игровой уголок (с игрушками, строительным материалом);
  • уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности де­тей - конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;

В групповой комнате необходимо создать условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от ме­бели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигатель­ной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки), менять игрушки, сти­мулирующие двигательную активность, несколько раз в день.

 

Формы работы с детьми

Воспитательно-образовательный процесс  подразделен на:

  • непосредственную образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности  (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной,  чтения);
  • непосредственную образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
  • самостоятельную деятельность детей;
  • взаимодействие с семьями детей по основной общеобразовательной программе дошкольного образования. 

 

 

Непосредственная образовательная деятельность

  • игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера.
  • просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий,
  • создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы соци­aльнo-нpaвcтвeннoгo содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житей­ских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;
  • наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;
  • изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изго­товление украшений для группового помещения к праздникам, суве­ниров; украшение предметов для личного пользования;
  • проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятель­ность, экспериментирование, конструирование;
  • оформление выставок работ народных мастеров, произведений деко­ративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродук­ций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по време­нам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы;
  • викторины, сочинение загадок;
  • инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;
  • рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изоб­разительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств вырази­тельности;
  • продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художест­венный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или про­смотренного произведения; рисование иллюстраций к художествен­ным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творчес­кие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям;
  • слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки;
  • подыгрывание на музыкальных инструментах, оркестр детских музы­кальных инструментов;
  • пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппара­та, артикуляции, певческого голоса, беседы по содержанию песни (от­веты на вопросы), драматизация песен;
  • танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритми­ческих движений, показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей, совместное составление плясок под народные мело­дии, хороводы;
  • физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), комплексные (с элементами развития речи, математики, конструирования), контрольно-диагностические, учебно-тренирующего характера, физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек; ритмическая гимнастика, игры и упраж­нения под музыку, игровые беседы с элементами движений.

 

 

Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские

  • экскурсии;
  • физкультурные досуги (проводятся 1-2 раза в месяц);
  • спортивные праздники (проводятся 2-3 раза в год);
  • соревнования;
  • тематические досуги;
  • праздники;
  • театрализованные представления;
  • смотры и конкурсы.

 

Непосредственная образовательная деятельность при проведении режимных моментов

  • физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоро­вительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым при­емом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;
  • социально - личностное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудо­вых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самооб­служивания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); формирование навыков безопасного поведения при

            проведении режимных моментов;            ),

  • познавательно - речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприя­тии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры  с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закалива­ния, занятий физической культурой, гигиенических процедур);
  • художественно-эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предме­тов, игрушек.

 

Самостоятельная деятельность детей

  • физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, лы­жах, велосипеде и пр.);
  • социально-личностное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие об­щение со сверстниками;
  • познавательно речевое развитие: самостоятельное чтение детьми ко­ротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художест­венных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок; само­стоятельное раскрашивание «умных»  раскрасок, развивающие настоль­но-печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (разви­вающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);
  • художественно-эстетическое развитие: предоставление детям воз­можности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преиму­щественно во второй половине дня), рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы), играть на дет­ских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушать музыку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

 

Вторая группа раннего возраста

Дети второго года жизни распределяются по психофизиологическим особенностям на две подгруппы: первая — с 1 года до 1 года 6 месяцев; вто­рая — с 1 года 6 месяцев до 2 лет.

Режим дня

            С учетом оптимальной продолжительности активного бодрствования и обеспечения необходимого по длительности сна детям каждой возраст­ной подгруппы рекомендуется свой режим.

Дети первой подгруппы спят днем два раза, а с 1 года 6 месяцев их пере­водят на один дневной сон.

Ночной сон ребенка длится 10-11 часов.

Режимы составлены так, чтобы по возможности развести время бодрствования и сна каждой подгруппы (когда дети первой подгруппы спят, дети второй подгруппы бодрствуют, и наоборот). Необходимо рационально рас­ходовать время, отведенное для самостоятельной деятельности детей.

           Небольшое число одновременно бодрствующих детей позволяет уделить внимание каждому ребенку, чаще общаться с ним, следить за его со­стоянием, поведением, настроением и воздействовать на детей с учетом их индивидуальных особенностей.

            Необходимо учить детей занимать себя, если взрослый занят с нуждаю­щимся в его помощи малышом; помогать вовремя сменить вид деятельности; обеспечивать эмоционально-положительное состояние  детей в играх и других видах самостоятельной деятельности.

            Для каждой возрастной подгруппы разработан режим для холодного и теплого времени года. В холодный период бодрствование детей первой подгруппы организуется в помещении.

            Прогулка предусмотрена в вечернее время (с родителями). Дети второй подгруппы гуляют 1-2 раза в день (в зависимости от погодных условий).

             В теплое время года жизнь детей всей группы организуется на специ­ально оборудованном озелененном участке детского сада.

Режим дня

             В помещении проводятся кормление, сон, гигиенические и оздорови­тельно-закаливающие процедуры.

1 год-1 год 6мес.

1 год 6 мес.-2 года

Прием детей, самостоятельная деятельность

7.00-8.30

7.00-8.30      

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30-9.00

8.30-9.00

Прогулка, самостоятельная деятельность

9.00-10.00

9.00-9.30

Второй завтрак

10.00-10.10

9.30-9.40

Подготовка и проведение игры занятия 1 (по подгруппам)

9.40-9.50-10.00

Возвращение с прогулки, подготовка ко сну, 1-й сон

10.10-12.00

 

Возвращение с прогулки, водные процедуры, обед

11.00-12.00

Постепенный подъем, подготовка к обеду, обед

12.00-12.30

Подготовка ко сну, сон

12.00-15.00

Прогулка, самостоятельная деятельность

12.30-14.00

 

Подготовка и проведение игры занятия 1 (по подгруппам)

13.00-13.10-13.20

 

Подготовка и проведение игры занятия 2 (по подгруппам)

13.40-13.50-14.00

Возвращение с прогулки, водные процедуры

14.00-14.30

Подготовка ко сну, 2-й сон

14.30-16.30

Постепенный подъем, полдник

16.30-17.00

15.00-15.30

Прогулка, самостоятельная деятельность

17.00-17.30

15.30-17.00

Подготовка и проведение игры

занятия 2 (по подгруппам)

16.00-16.15-16.30

Уход домой

17.00-17.30

17.00-17.30

 

Перевод ребенка на режим второй подгруппы (с 1 года 6 месяцев) проводится постепенно. Показателями для перевода являются: возрастающая потребность в более длительном бодрствовании, изменения в поведении при укладывании, физическое развитие и состояние здоровья. 

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

Режим дня                                                                                                               

 

Прием детей, самостоятельная деятельность

7.00-8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30-9.00

Организованная образовательная деятельность (по подгруппам)

9.00-9.30

Самостоятельная деятельность

9.30-9.50

Второй завтрак

9.50-10.00

Подготовка к прогулке

10.00-10.20

Прогулка

10.20-11.20

Возвращение с прогулки,самостоятельная деятельность, подготовка к обеду

11.20-11.45

Обед

11.45-12.20

Спокойные игры, подготовка ко сну

12.20-12.30

Дневной сон

12.30-15.00

Постепенный подъем, самостоятельная деятельность

15.00-15.15

Полдник

15.15-15.25

Самостоятельная деятельность

15.25-16.15

Организованная образовательная деятельность (по подгруппам)

15.45-16.00

Чтение художественной литературы

16.15-16.30

Прогулка, уход домой

16.30-17.00

 

 

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

Режим дня

Прием детей, осмотр, игры, самостоятельная деятельность

7.00- 8.30

Утренняя гимнастика

8.30-8.35

Подготовка к завтраку, завтрак

8.35-9.00

Са